Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Сочинение 41."Людологический метод познания как новая форма обучения"

Система высшего образования исторически возникает как конгломерат форм корреспондирования значения от  меньшего количества субъектов знания к большему. Данная система характеризуется с момента своего возникновения следующими признаками:

1. Синкретичное сочетание бытия в действительности и идеального, (внечувственного), представленное определенным местом (учебное заведение), определенными субъектами (преподавательский состав) и формой корреспондирования значения.

2. Непрерывность циркулирования информации (знания) между субъектами, корреспондирующими знание (преподавательский состав). Данная область образует понятие академической науки.

3. Самодостаточность в части своей результативности. Корреспондированное знание должно получать соответствующее отражение в сознании  адресата (обучающегося), именно это выступает результатом функционирования  системы образования. Сам же продукт циркулирования (знание- идеальная форма бытия того или иного субстрата) остается неизменной, если она видоизменяется в рамках отдельного сознания таким образом, что  составляет девиацию, то субъект исключается из системы  циркулирования информации (исключение из числа студентов). Может быть аналогичная ситуация в отношении преподавателя по идеологическим соображениям, если сама система образования выступает как звено  циркулирования информации, исходящей от государства (идеология, пропаганда).

Следует отметить, что именно баланс субъектного состава  информационной системы определяет взаимоотношения всех  вышеописанных признаков. В зависимости от того какую позицию  занимает Высшее учебное заведение зависит  форма корреспондирования знания, включающая в себя помимо идеальных элементов (те или иные когнитивные системы),  чувственно - детерминированные формы - которыми, например, в нашем недавнем прошлом были комсомольские организации, парткомы и прочее.

В любом случае для системы высшего образования неизменной остается самодостаточность, которая выражается в равенстве  предмета корреспондирования и восприятия.  Задача правового государства видится в том, чтобы  первичный предмет корреспондирования был формируем на основе личной уверенности того или иного субъекта познания (ученого, коллектива ученых), независимых в своем статусе от государства. Для государства тоталитарного типа характерна обратная ситуация, при которой государство подменяет самого ученого (как субъекта познания), отводя ему роль "почтальона истины"(Артур  Шопенгауэр).  Обе данные формы позволяют одинаково положительно структурировать сознание обучающихся. Разница может быть заметна в историческом ракурсе, но незаметна для ока повседневности. Задачей методологов высшей школы видится именно выявление четкого критерия позволяющего определять  находится ли та или иная система высшего образования в плену государственной идеологии, намерений государства. Это вопрос не только политический, но и вопрос социальной политики - выпускники высших учебных заведений, которые зондированы идеологией, устаревающей каждые два года, не только не могут найти себе место  в системе общественного производства, но активно формируют страты люмпенов и пролетариата, поскольку сама  возможность  определения для себя  истинного значения необходимого для выживания уничтожена в процессе самого обучения (пример - статистические данные об обустройстве выпускников ВУЗов  конца 80-х начала 90 -х годов).

Очевидно, что современный уровень развития России не позволяет однозначно сказать, что  система высшего образования застрахована от того, чтобы не стать снова  формой распространения тех или иных идеологических положений государства. Более того, в условиях медиатизации, развития PR - технологий, устойчивого недофинансирования, можно говорить об опасности такой метаморфозы.

На наш взгляд,  одной из форм противодействия данному процессу обращения высшей школы из кузницы активных субъектов познания в школу  абсолютно аморфных  личностей  может быть людология как когнитивная система.

Людология(ludo - играю , logos - знание) представляет собой  метод познания позволяющий обеспечивать преемственность познания в отношении универсального круга объектов на паритетных началах между субъектами корреспондирования знания и его адресатами. Если сегодня  преподаватель понимается как  субъект, обладающий универсумом знания в отношении студента, что  позволяет говорить об ограниченности познания и того и другого, то на основании людологического метода  можно формировать такую систему обучения, при которой  существует альтернатива познания в четко стабилизированных формах возможной методологии познания. Таким образом,  отношения обучения строятся не на основе скрытой властности, а на основе  сотрудничества между преподавателем исполняющим  роль "инструктора познания" и обучающимся, который и выступает целью самой системы  обучения.

Данный результат достигается на основе того, что людология использует в качестве своей методологии универсальные формы познания, выступая одновременно и методологий и методикой обучения. Это та пропедевтика познания, которая существовала в Греции в форме пайдейи.

Главным достижением, несомненно, является то, что устраняется зазор между  общим и индивидуальным в познании, ибо личности предоставляется универсум приемов и методов познания, благодаря которым можно проникнуть в сущность того или иного явления. В качестве примера можно привести положения людологического классификатора парадигм бытия, который насчитывает более 96 основания классификации для более чем десяти миллионов трансакций (Эрик Берн).

 Возможно построить процесс обучения на основе приобщения к той форме  познания, которая сегодня обслуживает социальные процессы, без  увлеченности морально - этическими оценками и  quasi прагматическими  перспективами. Цель видится именно в формировании активного субъекта познания, обладающего личной  волей, способной на самостоятельную оценку тех или иных процессов в государстве, обществе. В сегодняшнем состоянии высшей школы процесс именно обратен, у субъекта обучения формуется комплекс ожидания действительности, которая полностью не соответствует заложенным в него прогнозам уже потому, что  сами индивидуальные установки познания устарели к моменту их практической верификации.


 


 

Категория: Мои статьи | Добавил: Людолог (17.06.2014)
Просмотров: 104 | Теги: людологический метод обучения, людологическая методика, Педагогика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0