Приветствую Вас, Гость
Главная » 2014 » Июнь » 21 » ЛЮДОЛОГИЯ РОДИЛАСЬ В РОСТОВЕ СРЕДИ ЛЮДЕЙ ПРАВА
02:22
ЛЮДОЛОГИЯ РОДИЛАСЬ В РОСТОВЕ СРЕДИ ЛЮДЕЙ ПРАВА

26 февраля (2000г- Р.Ч) в Донской государственной публичной библиотеке открылась выставка «Людология — инновационная форма познания». Дословно понятие «людология» (от латинского ludo — играю плюс «логия» — наука) означает «игровая наука», уже несколько лет это учение разрабатывается молодым ростовским ученым Рустамом Черновым. Основатель людологии — выпускник юридического факультета РГУ, директор адвокатского бюро «Ludi права». В свои двадцать два года Рустам — автор более сотни научных публикаций, участник многих международных научных конференций. Учитывая неизбежную языковую двусмысленность понятия «людология», можно сказать, что игра стала для г-на Чернова дорогой в люди.

N: — Для большинства наших читателей слово «людология» совершенно незнакомо. Как бы вы в нескольких словах объяснили, что это такое, человеку, не имеющему о людологии никакого представления?

Р.Ч.: — Сегодня людология — это системный метод, пока в основном применяемый в области юриспруденции, но с успехом обретающий себя в универсальном познании. Являясь универсальной формой познания, людология полагает своим предметом мир как универсум, а методом — анализ любого явления как игры с точки зрения игры. При этом метод независим от человеческого фактора. Сразу отмечу, что практически все философские и культурологические концепции игры, например популярные теории Эрика Берна или Йохана Хейзинги, рассматривают собственно игру, людология же изучает мир с помощью игры. Людология основана на четкой трехступенчатой схеме: мысль (возможность) — реализация (переход от возможности в действительности) — результат (действительность). Там, где появляется возможность, где есть выбор, мы имеем дело с игрой. Любая деятельность имеет место здесь и теперь, это диалоговая, игровая форма. Каждый процесс перехода возможности в действительность является игрой с различной алеантностью (от латинского слова alea — игральная кость), то есть степенью эмоционального напряжения. Комплексным анализом этих элементов бытия и занимается людология.

N: — Если я правильно вас понял, эти универсальные принципы могут быть применены в самых различных общественных сферах. Каковы, например, возможности людологии в применении к бизнесу?


Р.Ч.: — Бизнес — это всегда воплощение идеального (бизнес-плана, к примеру) в реальность, и на этом воплощении делаются деньги. Людология обеспечивает верность стратегии этого воплощения на основе разработанных законов формообразования социальной материи. Прежде всего при помощи людологического метода можно провести анализ того, насколько товар (услуга) при продвижении на рынок адекватен восприятию неперсонифицированного круга лиц, потребителей. Принципы людологии могут быть эффективно применены в рекламе, маркетинге, PR, с их помощью возможно определенным образом структурировать сознание потребителя, создать целостную потребительскую картину мира, в которой тот или иной новый товар с легкостью обретет должное бытие. Поэтому людологический анализ незаменим при создании и продвижении новых брэндов, что подразумевает формирование у потребителя качественного отношения к товару. Однако предполагается не оболванивание потребителя, а, напротив, работа по снятию противоречий в системе «производитель — потребитель», повышающая ее прозрачность.

N: — Чем это отличается от консалтинговых услуг? Иными словами, можно ли назвать людологию формой консалтинга?

Р.Ч.: — Директор одной консалтинговой фирмы на вопрос, чем вы занимаетесь, ответил: «Мы обеспечиваем будущее наших клиентов». Консалтинг чаще всего решает проблему следствий, не устраняя их причин, за исключением полного реинжиниринга фирмы. Людология же способна обеспечить настоящее при условии его неизменности в будущем. То есть это не разовое применение неких мер по увеличению эффективности бизнеса, а постоянное поддержание напряжения в цепи.

N: — Сегодня одной из ключевых проблем российской экономики является определение места и роли в ней государства. Наверняка у вас есть особая, людологическая точка зрения.

Р.Ч.: — Я постараюсь проиллюстрировать ее на примере НДС. Классическая теория экономики связывает природу НДС с производителем, автономно определяющим стоимость товара на стадиях производства и движения к потребителю. Современный мир живет по неклассическим схемам, где критерием является сам потребитель. Однако сознание нашего потребителя полностью замещено государственностью, то есть государство через такие явления, как коррупция, взяточничество и прочее, создает фактор роста цены продукции на ее конечном выходе, без всяких препятствий с стороны самого потребителя. У нас потребитель не требует качественности, он нацелен на спокойствие: как бы чего не вышло. Соответственно, выигрывает та фирма, которая ближе к власти, которая прикрыта властью, так как ей не приходится закладывать в добавленную стоимость издержки на взятки, получение лицензий, разрешений, просто на «хорошие отношения». Поэтому ценообразование зависит не от модели «спрос — предложение», а от воли власти. Я подсчитал, что в итоге получается ситуация, когда к любому налогу, сбору необходимо добавлять как минимум сто процентов размера самого налога (черный нал), именно поэтому налоги у нас платить весьма сложно.

N: — Рустам, об этом сейчас говорят практически все. Вопрос в конкретных методах решения проблемы. Что может предложить людология для решения проблемы коррупции?

Р.Ч.: — Конкретика методов рождается конкретикой мысли. Я технократ и не приемлю пустой болтовни. Как сказал Шекспир, звенит лишь то, что пусто изнутри. Если мы говорим об организованной преступности и коррупции как одной из ее форм, то нам необходимо понимать, что это совершенно нормальные социальные явления. Коррупция внутренне присуща государству, поэтому борьба с ней силами государства невозможна. Стало быть, с ней должно бороться население, что опять же невозможно: отдельный человек проигрывает государству уже психологически. Существует конкретное, технократическое решение: необходимо создание общественных организаций, в компетенцию которых входит правовая поддержка исков, предложений, заявлений граждан о нарушении их прав и интересов чиновниками. Чиновнику надо противопоставить не слезы граждан, а юриста-профессионала, обладающего целевой установкой и специальным статусом. Только так возможно наладить гражданский контроль, одновременно трудоустроив многих юристов. Все это изложено в проекте, опубликованном в материалах прошлогодней всероссийской конференции «Проблемы борьбы с криминальным рынком, экономической и организованной преступностью».

N: — Ваша теория выглядит достаточно стройно и убедительно, однако хотелось бы знать, как вы реализуете принципы людологии в своей практике?

Р.Ч.: — Перед тем как открыть юридическую фирму, я долго анализировал областной рынок юридических услуг и понял, что необходима их узкая специализация, сегодня полностью отсутствующая. Поэтому мы заняли на этом рынке достаточно узкую нишу — пересмотр решений судов в порядке надзора. Иными словами, мы работаем с последней стадией уголовного и гражданского процесса, где человеческий фактор сведен к минимуму, поэтому открываются благоприятные возможности для применения людологической методологии. Практика пересмотра решений судов, как мне кажется, гораздо более действенный способ формирования единой законности, нежели теоретические рассуждения. Сегодня нам удалось отменить несколько гражданских решений через Верховный суд, а когда будет окончательно принят закон об адвокатуре, наша работа станет еще более эффективной.

N: — В какой форме происходят людологические дискуссии — клубы, семинары, лекции? У вас есть последователи, соратники по людологии?

Р.Ч.: — Людология включена в круг проблем, обсуждаемых на всероссийских научных конференциях ведущими учеными России. Среди них — профессор Виктор Гайков, профессор Николай Бондарь (юристы), профессор Игорь Набок (этнолог) и многие другие. Бытие людологии не столь формализовано, как кажется со стороны. Мы обычные люди, и поэтому я и мои друзья–людологи принимаем непосредственное участие в светской жизни нашего города.

N: — Рустам, для вас людология — это только методологические правила, которых вы придерживаетесь в профессиональной деятельности, или это философия вашей жизни?

Р.Ч.: — Я отвечу словами Шопенгауэра. Однажды ему задали вопрос: «Что принесла вам ваша философия?» Он сказал так: «Ничего не принесла, но многое сохранила».

Беседовал Николай Проценко

Опубликовано:  Чернов Р. Людология родилась в Ростове среди людей права: [Интервью рост. ученого, основателя новой науки - людологии] / Р. Чернов; Беседовал Н. Проценко; Фото М. Мальцева // Город N. — 2002. — 20-26 февр. — С. 14.







 

Просмотров: 816 | Добавил: Людолог | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0